Шейх Мухаммад ибн Салих ал-Усеймин
Шейха,да помилует его Аллах, спросили о положении(хукме) празднования дня рождения(маулид) пророка(да благословит его Аллах и да приветствует). И он ответил:
Хвала Аллаху Господу миров, благословение и приветствие нашему пророку Мухаммаду, его семье, его сподвижникам и всем , кто следует за ними до судного дня.
Празднования дня рождения пророка, мир и благословение ему, не было в исламской умме вплоть до 4 века по хиджре, и оно не было известно ни при сподвижниках, ни при табиинах(тех, кто следовал после сподвижников), ни при табии табиинов(те, кто следовал после табиинов).
Проведение празднования маулида нуждается в 2 вещах:
1)Точное установление даты рождения пророка,мир и благословение ему, исторически. А исторически точно не установлено, что его рождение было 12 числа месяца Раби аль-Аууаль. Поэтому историки разошлись во мнении по этому поводу. А современные астрономы, занимающиеся исследованиями, или астрономы, которые жили незадолго до нашего времени упомянули, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, родился 9 числа месяца Раби аль-Аууаль, а не 12. И основываясь на это, точное определение даты маулида как 12 числа не достоверно.
2)Допустим, если достоверно установлено, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, родился в каком нибудь из дней, то установлено ли шариатом, чтобы этот день стал временем проведения празднования, в котором делаются зикры, салават? Возможно происходят и другие деяния, как раздача милостыни, сладостей. А возможно произходит и смешение женщин с мужчинами(что является запрещенным), и декламирование стихов, в которых проявляется излишество по отношению к пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
Без сомнений этим излишеством по отношению к пророку,да благословит его Аллах и приветствует, недоволен ни Аллах, ни Его посланник. И затем, поистине, для утверждения о законности проведения маулида необходимо доказательство из Корана, или из сунны пророка, или из действий сподвижников. А ничего из этого нет. Ни в Коране, ни в сунне, ни в действиях сподвижников нет ничего, что указывало бы на празднование маулида пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Упоминается, что пророка спросили о посте в понедельник, он ответил:" Это день, в который я родился, и в который на меня было возложена Миссия, и в который мне было ниспослано"(передал Муслим).
Но этот хадис не указывает на празднование маулида. Он указывает на благо поста в этот день(понедельник), в который случилось рождение и ниспослание Откровения. И затем, этот хадис не выделяет этот день чем-либо, кроме поста.
А если празднование маулида пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не узаконено ни Кораном, ни сунной, ни действиями сподвижников, то оно является нововведением. А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остерегал от нововведений. Даже в своей пятничной проповеди открыто объявлял: "Поистнине, лучшая речь - Книга Аллаха, лучший путь - путь Мухаммада, худшие дела - нововведения. И каждое нововведение - заблуждение."
Итак, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, явно обобщил, что каждое нововведение - заблуждение, и не исключил какого-нибудь нововведения. И известно, что если оно(нововведение)- заблуждение, то оно не прибавляет рабу ничего, кроме как отдаления от своего Господа, и не прибавляет ему в религии кроме, как недостатка и ущерба. И затем мы спросим, что побуждает к совершению маулида: любовь к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, или возвеличивание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или же уподобление христианам, которые отмечают так-называемый день рождения Иисуса?
Если побуждает к проведению маулида любовь и возвеличивание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то клянусь Аллахом, наша любовь и возвеличивание посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не сильнее, чем любовь и возвеличивание Абу Бакра, Умара, Усмана, Али и других сподвижников, да будет доволен ими Аллах, но несмотря на это, они не праздновали маулид пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
А если побуждает к этому уподобление христианам, то поистине не подобает нам, мусульманам, уподобляться в этом христианам. Так как пророк,да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"Кто подражает какому-либо народу, то он из них"(передал Ахмад с хорошим иснадом).
Затем мы скажем тем, кто ввел это нововведение(маулид): знал ли пророк,да благословит его Аллах и приветствует, что его маулид должен праздноваться? Если скажут, что не знал, то из этого следует, что он был в неведении о чем-то из шариата Аллаха. А если скажут, что знал, то из этого следует, что он, да благословит его Аллах и приветствует, скрыл что-то из шариата Аллаха, потому, что он не довел это до людей. И пророк,да благословит его Аллах и приветствует, пречист от этих двух предположений. Ведь он - наиболее знающий шариат Аллаха, и он самый первый, кто старается исполнить его, и он более других стремится к тому, чтобы рабы Аллаха встали на прямой путь, и он сильнее всех стремится донести то, что ниспослал Аллах. И вместе с тем, нет в его сунне ничего, что бы указывало на то, что маулид узаконен шариатом.
И из этого мы понимаем, что празднование маулида пророка,да благословит его Аллах и приветствует, это ошибка с исторической точки зрения, так как выделяется именно 12 число Раби аль-Аууаль, и также это ошибка с со стороны шариата, потому, что это является нововведением, которое не установил ни Аллах, ни его посланник, ни 4 халифа, ни сподвижники, ни те, кто следовал за ними в лучшие(как на это указал пророк в хадисе) 2 и 3 века по хиджре
И как прекрасно то, что сказал имам Малик, да помилует его Аллах: "Последние поколения этой уммы исправятся только тем, чем исправились первые поколения".
Затем мы скажем: поистине празднование маулида приводит к тому, что человек стяновится малоактивным в следовании за сунной пророка,да благословит его Аллах и приветствует, после окончания этого дня(маулида), как мы это и наблюдаем. Мы видим, что многие из тех, кто празднует маулид пренебрегают следованием за сунной во многих делах. И это плохой исход нововведения: тот, кто совершает нововведение бывает активным во время его совершения, затем теряет свою активность при следовании за достоверной сунной.
И если кто-нибудь скажет: я отмечаю этот праздник для того, чтобы напомнить людям о милости, оказанной Аллахом по отношению к людям..
Мы ответим: такой милости, как в его пророческой миссии и в ниспослании Корана, в самом рождении, как таковом, не содержится. Поэтому Аллах говорит в Коране: "Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении."(семейство Имрана:164)
А не говорит: …оказал милость верующим, когда родился Пророк..
Почему же они не делают праздника в тот день, когда было нисполано Откровение, ведь именно оно и является истиной милостью. Ведь пророк,да благословит его Аллах и приветствует, до ниспослания Откровения не был ни пророком, ни посланником, не читал Его аяты, не обучал их Писанию. Но ведь не было же узаконено проведение праздника в дату ниспослания Откровения.
И я советую моим братьям-мусульманам направить свои силы на следование за достоверными суннами. Ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не оставил ни одной вещи, в разъяснении которой нуждается его умма, кроме как разъяснил это.
И если бы празднование маулида пророка,да благословит его Аллах и приветствует, или празднование ниспослания Откровения было узаконено шариатом, то он бы непременно разъяснил бы это своей умме, и их бы праздновали его халифы, сподвижники и табиины.
Пусть Аллах поможет нам всем в том, в чем содержится благо, и пусть сделает нас из указывающих на прямой путь и из идущих прямым путем.

Вопрос: Если кто-либо скажет: Поистине празднование маулида- это средство из средств призыва к исламу..Каков же ответ?
- Как может нововведение быть средством призыва к Аллаху, ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует: "Всякое нововведение - заблуждение". А заблуждение никак не может быть средством призыва к прямому пути. А средств призыва и без нововведений достаточно. И когда они призывают этим средством, то в сознании тех, кого они призывают утверждается, что маулид из религии(т.е. установлен шариатом). Получается, как-будто мы призываем их нововведением.

И да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.

Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин, да помилует его Аллах.