Ильшат САЕТОВ
В Азию или Европу? Нам татарам, все равно
"Молодежь Татарстана" 22 декабря 2006 г №60
Татарстан является активным игроком на федеральной политической и других аренах. Один из мощных инструментов работы - это Полномочное представительство РТ при Президенте РФ. Много лет полпредом в Москве является Назиф МИРИХАНОВ, человек действия, обладающий широким кругозором и имеющий свою позицию по многим проблемам. С ним "Молодежь Татарстана" говорит о татарах в столице России, о стране вообще и геополитике.

Сапожник без сапог

- Назиф Музагиданович, каким вы видите сегодняшнее положение татар в Москве в частности и в России в целом?
- Говорят, что татарская нация кончается, предсказания Гаяза Исхаки о последних 200 годах татар будто бы сбываются... Математическая интерполяция, которую я сам делал, показывает быстрое угасание языка... Но социальные процессы не всегда можно описать языком цифр и подчиняются они совсем другим законам.
Сейчас меня больше всего радует новое поколение, которое плохо пока учитывается в расчетах. Это свободные дети 80-х годов. Я с ними открыл для себя татарский народ заново. Эта молодежь любит свой народ, готова ради него стараться и смотрит вперед с оптимизмом. У них новый взгляд, который не делит мир на белое и черное, они не страдают догматизмом. Они своеобразны, но у них есть национальный дух. Здесь в Москве, например, яркие представители этого поколения - организация "Кардешлек". Количество таких молодых людей и девушек еще невелико в общей массе, но уже внушает надежды.
Наша задача теперь - не мешать этим ребятам, не давить, а пытаться помочь, поддержать их инициативы. Мы должны получать результаты, а не просто разводить демагогию. Если, скажем, в сфере политики Татарстан реализует примерно 70 процентов своих намерений, в сфере экономики, наверное, больше 90, то в сфере общественной работы эти цифры меньше в разы. Проводим концерты, пляшем, поем - а итоги нулевые. По-татарски так и не заговорили. Кто сейчас мешает выучить татарский? Это дело максимум одного года для желающего. Тот, кто ругает советское время, но не удосужился изучить родной язык, не сможет ничего сделать для своего народа. У меня уже нет особых надежд на старые поколения - это потерянный генофонд. Из них не получится настоящих татар. В Москве около 40 татарских общественных организаций и руководители только пяти из них говорят по-татарски. Это же нонсенс! Как человек, который сам не может стать татарином, будет работать на благо нации? Вы видели когда-нибудь главного врача больницы, который не имеет медицинского образования? Это значит смерть для пациентов.

- Татарский язык - обязательный компонент?
- Безусловно. Я считаю, что тезис "татарин без языка остается татарином" является вредным. Без языка человек не может усвоить культуру, ценности, понять менталитет, религию и так далее. Без языка он, конечно, может остаться татарином, но - по фамилии. Вклад в развитие нации внести он не может, это бесполезный с этой точки зрения член общества.

- Изменится ли ситуация через десять лет?
- Я думаю, что сильных изменений в течение десяти лет не будет. Строительство и распад государств империй исчисляется столетиями, с 1991 года же прошло только полтора десятка лет. Тенденции только начали проявляться. Но одно ясно - значительная часть татар теряет и так бывшее слабым национальное самосознание, и в то же время часть людей, особенно молодежь, проявляет себя очень патриот